Разборка и сборка буровых станков, регулировка и настройка отдельных механизмов

 

ВРАЩАТЕЛЬНОЕ БУРЕНИЕ СКВАЖИН

 

Разборка станка бывает полной и частичной. Полная разборка производится при капитальном или планово-предупредительном ремонте в условиях ремонтных мастерских, частичная — при устранении неполадок во время работы станка непосредственно на буровой вышке. Разборка и сборка станка должны производиться опытными специалистами-сборщиками, хорошо знающими конструкцию станка и все особенности сборки и разборки. От слесаря зависит сохранность деталей от порчи и поломок, а также нормальная бесперебойная работа собранного станка. В частичной разборке и сборке принимает участие и буровой персонал. Полная разборка станка производится первоначально по узлам, а затем на отдельные узлы и детали. При частичной разборке разбирается только тот узел или часть узла, которые необходимы для выяснения неисправности и соответствующего ремонта. Не надо снимать узлы со станка, если это не вызвано необходимостью: следует разбирать их на возможно меньшее число деталей, так как излишняя разборка в условиях работы на буровой вышке при недостаточной опытности буровой бригады может привести к осложнениям в работе станка. При разборке станка следует осматривать все вскрытые детали и узлы, определять их износ, состояние шлицевых соединений, качку валов в подшипниках, люфты в сопрягаемых деталях, состояние уплотнений, достаточность смазки и ее загрязненность, затяжку и стопорение крепежных болтов и гаек и при необходимости принимать соответствующие меры. Разборка станка производится инструментом, входящим в комплект ЗИП агрегата. Кроме того, необходимо иметь свинцовую кувалду массой 8—10 кг и таль или роликовый блок грузоподъемностью не менее 10 т. При работе стальной кувалдой для защиты деталей от наклепа надо применять специальные выколотки или прокладки из мягкого металла. При сборке и разборке станка необходимо знать и выполнять следующие основные требования и рекомендации. Категорически запрещается наносить сильные удары по литым чугунным деталям. При посадке подшипников на вал и съемке (сбивании) их с вала удары должны наноситься по внутреннему кольцу подшипника, а при установке подшипников в корпус, с посадкой по наружному кольцу и при выбивании из корпуса удары должны наноситься по наружному кольцу подшипника. В корпусах с глухими расточками для подшипников имеется по два сверленых отверстия под выколотку для удобства выбивания подшипников из корпусов. В некоторых случаях съем отдельных деталей с валов рекомендуется производить путем ударов торцом вала о деревянную подставку. Деталь легко и без перекосов по инерции сползает с вала.

Круглые гайки от самоотвинчивания застопорены специальными шайбами с усиками. Для отвинчивания таких гаек сначала необходимо отогнуть усик стопорной шайбы из шлица гайки, а при установке гаек на вал следить за тем, чтобы стопорные шайбы имели исправный внутренний усик и чтобы при натяжке гаек он не был срезан. Категорически запрещается оставлять незастопоренными круглые гайки. На гайках с левой резьбой по наружным выступающим ребрам протачивается неглубокая канавка, а на болтах и тягах на торце резьбового конца делается диаметральная канавка для того, чтобы их легко можно было отличить от гаек и болтов с правой резьбой. Крепежные болты на всех крышках подшипников и на кольцевых шайбах валов, наблюдение за креплением которых затруднено, должны быть обвязаны проволокой с целью предохранения от самоотвинчивания. При полной разборке узлов станка не рекомендуется снимать (выпрессовывать) манжетные резиновые уплотнения из корпусов и крышек, если они исправны и пригодны для дальнейшей работы. Резиновые манжетные уплотнения по наружному диаметру установлены в корпусе и крышке на прессовой посадке. При сборке необходимо следить, чтобы все резиновые уплотнения были надежно закрыты. Буртики щитков устанавливают к подшипнику, а плоская часть щитка — к уплотнению. Такие щитки ставятся в тех местах, где подшипники крепятся по на ружному кольцу или стягиваются детали, вставленные в расточки корпусов (крышек). Плоские щитки закрепляются болтами или винтами, а сами болты и винты обвязываются проволокой для предохранения от самоотвинчивания. Крепежные болты и винты оставлять без стопорения проволокой категорически воспрещается, так как случайно отвернувшийся болт может попасть в подшипник или шестерню и вызвать поломку механизмов. Необходимо помнить, что у всех без исключения валов станка один из двух опорных подшипников закрепляется на валу и в корпусе, а второй опорный подшипник крепится только на валу. Подшипник, закрепленный на валу и в корпусе, удерживает вал от осевого перемещения. При сборке узлов станка необходимо смазывать все подшипники и поверхности трения универсальной среднеплавкой смазкой УС-2 (Л).

 

РАЗБОРКА СТАНКОВ ЗИФ НА УЗЛЫ

Первоначально необходимо отвинтить сливные пробки, слить масло из коробки скоростей, корпуса вращателя, промежуточной коробки (ЗИФ-1200МР), редуктора (привод от дизеля). Снять все защитные приспособления и кожухи. Выдавить масло из цилиндров вращателя и цилиндра перемещения поршнями в маслобак. Лебедкой поднять шпиндель в крейнее верхнее положение, отсоединить верхний конец красномедной трубки от трубки, соединяющей верхние полости цилиндров вращателя, и опустить шпиндель в крайнее нижнее положение. При ходе шпинделя вверх, а потом вниз масло будет вытеснено из цилиндров почти полностью, поэтому возможно переполнение маслобака, необходимо принять меры к удалению излишков масла. Перед опусканием поршней трубку, соединяющую верхние полости цилиндров, следует обязательно отсоединить от гидросистемы, иначе масло будет поступать в верхнюю полость.

Для удаления масла из цилиндра перемещения надо передвинуть станок вручную в сторону вращателя до упора и отсоединить трубку от левой полости цилиндра (со стороны двигателя), затем станок передвинуть до упора в обратную сторону.. Разобрать весь маслопровод. Оставшееся в трубках масло слить в чистую посуду. Для предохранения гидросистемы от загрязнения все отверстия штуцеров на приборе гидроуправления и на цилиндрах, а также концы трубок заглушать деревянными пробками. Затыкать указанные отверстия ветошью не рекомендуется, так как ветошь сама может загрязнить поверхность деталей.

Далее узлы станка надо демонтировать в таком порядке.

  1. Снять щиток панели управления гидросистемой вместе с указателем нагрузки на породоразрушающий инструмент и манометром. Снять прибор гидроуправления.
  1. Отвинтить гайки, которыми фланец вращателя закреплен на станке, при помощи лебедки или другого подъемного устройства снять вращатель. При этом, снимая патроны со шпинделя, следует помнить, что у верхнего патрона левая резьба у нижнего — правая.
  2. Снять с лебедки тормоз спуска и тормоз подъема.
  3. Снять торцевую и верхнюю крышки с переднего опорного подшипника вала лебедки. У станка ЗИФ-1200МР снять верхнюю половину кожуха с лебедочной шестерни. Отвинтив болты, закрепляющие задний опорный кронштейн на станине, снять лебедку. Пока передний опорный подшипник не будет выведен из корпуса подшипника и задний кронштейн лебедки не будет снят с контрольных штифтов, подъем лебедки должен производиться только вертикально.
  4. Отсоединить карданный вал от вала фрикциона.
  5. Электродвигатель станка отсоединить от сети и сдвинуть назад до разъединения полумуфт упругой муфты, затем электродвигатель спустить вниз по настилу или снять подъемником.
  6. Все трубки гидравлической системы снять.
  7. Для подъема коробки скоростей со станины необходимо снять клиновые ремни со шкива привода маслонасоса. Отсоединить тягу от рычага, закрепленного на валике вилки фрикциона станка (станок ЗИФ-650М). На станке ЗИФ-1200МР вывинтить винты, закрепляющие на станине втулку валика рукоятки включения вращателя и лебедки, и вытащить валик на себя, не снимая рукоятки. Снять верхнюю крышку с люка для осмотра механизма переключения скоростей, а также рукоятку переключения скоростей вместе с валиком и рычаг механизма переключения, предварительно выбив из валика конический штифт. Вывинтить из корпуса коробки скоростей гнутую трубку для залива и контроля масла. Отвинтить все болты, закрепляющие коробку скоростей на станке, и сдвинуть ее в сторону фрикциона, пока центрирующий поясок на горловине коробки не выйдет из соединения со станиной. Далее коробку скоростей подъемником легко вынимают из станины.

Остальные узлы станка разбираются в любой последовательности.

 

СБОРКА СТАНКА

Сборка узлов станка производится в обратной последовательности. После установки и закрепления коробки скоростей на станине надо отрегулировать зазор между рычагами и муфтой включения (у ЗИФ-650М зазор должен быть 8±0,5 мм, у ЗИФ- 1200МР — 3±0,5 мм). Эти размеры зазора соответствуют новым фрикционным дискам; если диски изношены, то зазор будет меньше. При регулировке зазора фрикцион должен быть включен. Проверить, правильно ли сцепляются шестерни и зубчатые муфты во всех положениях рукояток переключения. В выключенных положениях зазоры между подвижными и неподвижными шестернями должны быть одинаковы. При установке электродвигателя полумуфты совместить так, чтобы номера пометок комплекта совпадали. Зазор между по- лумуфтами должен быть 3±0,5 мм, при этом разность расстояния между торцами по замерам в трех точках (через 120°) не должна превышать 0,1 —0,2 мм. По высоте электродвигатель не регулируется. При закреплении привода маслонасоса необходимо обеспечить совмещение торцов шкивов клиновых ремней в одной плоскости. Все трубки маслопровода перед постановкой их на место должны быть продуты сжатым воздухом. Допускается подгибка трубок по месту.. Всасывающая трубка масляного насоса должна быть особо тщательно подогнана так, чтобы оба конца трубки входили в штуцера без подгибки и при поджатии одного конца накидной гайкой второй конец трубки не должен выходить из штуцера и отклоняться в сторону.

 

ДЕМОНТАЖ И МОНТАЖ ВРАЩАТЕЛЯ, ЛЕБЕДКИ И НАПОРНЫХ РУКАВОВ ГИДРОСИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ СТАНКА СКБ-5)

Порядок разборки вращателя: а) отвинтить болты и снять крышку с корпуса коробки передач; б) отвинтить болт крепления валика со стороны вращателя, на вилке включения вращателя расстопорить и отвинтить винт, снять шарик и пружинку, отодвинув валик, снять вилку; в) отвинтить гайки крепления вращателя и снять его; г) монтаж производить в обратном порядке: установить вращатель и закрепить его; установить вилку на валик; вставить валик на место и закрепить его, установить детали фиксатора в вилку и завинтить винт, застопорить винт мягкой проволокой. Порядок разборки лебедки: а) выполнить все операции по демонтажу вращателя; б) отвинтить болты крепления верхней крышки, выбить штифты и снять крышку; в) снять лебедку; г) разборку лебедки производить с помощью съемника; д) монтаж лебедки производить в обратном порядке, при монтаже лебедки шестерню с подшипниками устанавливать одновременно с правой опорой лебедки. При монтаже напорных рукавов гидросистемы их сборка производится с помощью оправок, входящих в комплект принадлежностей. Работа по сборке напорных рукавов выполняется в следующей последовательности: а) отрезать конец напорного рукава перпендикулярно к оси и тщательно зачистить от заусенцев; б) в резьбовое отверстие муфты, зажатой в тисках, завинтить по часовой стрелке до упора во внутренний торец муфты подготовленный конец напорного рукава, перед завинчиванием наружную часть напорного шланга рекомендуется смазать солидолом; в) вставить на конец напорного рукава, заправленного в муфту, оправку, смазанную густой смазкой; г) надеть на оправку с воротком ниппель, закрепить его накидной гайкой, ниппель и конец оправки смазать смазкой и ввести в напорный рукав, заправленный в муфту; вращая оправку по часовой стрелке, завинтить ниппель до упора; вывинтить оправку из гайки; очистить напорный рукав с наконечниками от остатков смазки, промыть в бензине и продуть сжатым воздухом.

 

РАЗБОРКА ПРИ ЗАМЕНЕ КУЛАЧКОВ ГИДРОПАТРОНОВ И КОНИЧЕСКИХ ШЕСТЕРЕН ВРАЩАТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ СТАНКА СКБ-4)

При замене кулачков верхнего патрона (см. рис. 44) необходимо отвинтить четыре болта 15, два болта на кожухе, снять крышку и кожух 16, снять полукольца 17, затем поднять собранный пакет пружин, обойму 7 с подшипником и стаканом 10. При замене кулачков нижнего патрона снять кожух 18, вывинтить стопорный винт гайки 21, отвинтить гайку со шпинделя и снять нижнюю опорную шайбу с четырьмя пружинами. После этого снять крышку 25, два полукольца 26 и поднять обойму 27 до выхода кулачков из нее. После замены кулачков операции по сборке патронов производятся в обратном порядке. При замене конических шестерен вращателя необходимо: поднять траверсу с верхним гидропатроном и шпинделем, отсоединить предварительно штоки гидроцилиндров подачи 11 от траверсы; разобрать нижний гидропатрон, снять гильзу 20 и крышку 19; отсоединить шпиндель 23 от муфты 4; вытащить муфту с шестерней вверх; отсоединить корпус вращателя от трансмиссии и снять его, предварительно сняв вилку трансмиссии, вытащить вал-шестерню внутрь корпуса. Разборку производить в обратном порядке. Разборка остальных узлов станка производится отдельно после их снятия.

 

ЗАМЕНА ДИСКОВ ФРИКЦИОНА (НА ПРИМЕРЕ СТАНКА СКБ-5)

Для замены дисков фрикциона используют основание-площадку, фланец-съемник, шпильки, входящие в комплект принадлежностей. Порядок разборки следующий: а) прикрепляют основание к станине станка, на основание устанавливают площадку и с помощью упоров подводят площадку под электродвигатель станка; б) отвинчивают гайки крепления электродвигателя и перемещением станка отсоединяют его от корпуса коробки передач; в) отвинчивают с первичного вала коробки передач гайку, вывинчивают фиксатор и с помощью съемника снимают корпус фрикциона; г) заменяют диски; д) монтаж производят в обратном порядке: запрессовывают корпус, завинчивают гайку, перемещением станка подводят электродвигатель, завинчивают гайки крепления электродвигателя и производят регулировку фрикциона.

 

УХОД ЗА СТАНКАМИ

Безаварийная и производительная работа на буровых станках возможна при правильном управлении и обслуживании, которые зависят от того, насколько хорошо обслуживающий персонал знает назначение и устройство узлов, деталей и их взаимодействие. Хорошее знание конструкции механизмов и узлов бурового агрегата помогает быстро и точно устанавливать причины возможных неисправностей, устранять и даже предупреждать их возникновение. Управляется агрегат рычагами, рукоятками, маховичками и кнопками. Наблюдение за работой агрегата осуществляется с помощью контрольно-измерительных приборов.

 

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ (НА ПРИМЕРЕ СТАНКА СКБ-5)

Перед пробным пуском станка в работу необходимо выполнить следующее: произвести расконсервацию; очистить станок от пыли и грязи; освободить болты, фиксирующие станок в транспортном положении; проверить надежность крепления станка к фундаменту и узлов станка между собой; подтянуть все ослабленные крепежные детали; отрегулировать плавность и надежность включения и выключения муфты сцепления, затяжку и отвод тормозных колодок станка; установить вращатель шпинделя на заданный угол бурения и закрепить его; убедиться в достаточности смазки отдельных механизмов станка, особенно уровня масла в картерах станка; проверить легкость провинчивания узлов рукой; поставить все рукоятки в нейтральное или выключенное положение; заправить канат в барабан лебедки. Убедиться в соответствии каната его паспортным данным; убедиться в отсутствии посторонних предметов, оставленных на механизмах станка или в опасной близости к ним; проверить мегомметром напряжением 500—1000 В сопротивление изоляции двигателей; электродвигатели, имеющие сопротивление изоляции обмоток ниже 0,5 МОм, подвергнуть сушке; проверить состояние электроаппаратуры, правильность установки защиты тепловых и максимального реле, пользуясь при этом данными ведомости электрооборудования и техническими характеристиками аппаратуры. Перед пуском станка необходимо также выполнить ряд операций по подготовке гидросистемы к работе. Залить масло индустриальное И2СА в бак через заливное отверстие с сетчатым фильтром до отметки на масломере. Категорически запрещается заливать масло в бак без фильтра! Проверить направление вращения маслонасоса кратковременными пусками электродвигателя маслонасоса. Направление вращения вала насоса должно соответствовать указателям на корпусе насоса и корпусе привода насоса. Заполнить гидросистему маслом, обратив особое внимание на вытеснение попавшего в нее воздуха. Заполнение гидросистемы маслом следует производить при пробных пусках маслонасоса путем периодических включений всех гидроцилиндров исполнительных органов станка и совершения ими полных рабочих ходов. Операции по заполнению гидросистемы маслом необходимо выполнять осторожно, постепенно увеличивая скорость подачи и давление в системе, и выполнять несколько раз до полного вытеснения воздуха из гидросистемы. Допускается частичное ослабление затяжки накидных гаек маслопровода в местах присоединения с целью выпуска воздуха в верхних точках гидроцилиндров. После заполнения гидросистем маслом необходимо обеспечить надежную затяжку накидных гаек маслопровода в местах присоединения с целью устранения течи из гидросистемы, проверить уровень масла в баке с помощью масломера; при необходимости долить масло в бак до отметки масломера. После пуска маслонасоса может оказаться, что он не подает масло в гидросистему. В этом случае, поворачивая маховичок регулировки давления (на пульте гидроуправления), наблюдают по манометру за повышением давления в системе. Если давление не повышается, несмотря на то что маховичок завинчен по часовой стрелке до упора, необходимо сразу же сделать 2—3 оборота маховичка в обратную сторону и подождать не более 30 с; если за это время манометр по-прежнему не покажет повышения давления, насос следует выключить и устранить неисправность. Запрещается оставлять насос включенным, если он не качает масло!

В шкафу управления установлена аппаратура пуска и защиты электродвигателей привода станка, бурового насоса, мас- лонасоса и труборазворота. На пульт управления выведены кнопки пуска и отключения электродвигателей, общая аварийная кнопка «Стоп», амперметр для контроля за нагрузкой двигателя привода станка, а также выключатель управления автоматическим перекреплением патронов при бурении. Включение и отключение электродвигателей бурового насоса, маслонасоса производится с помощью нереверсивных магнитных пускателей кнопками «Пуск» и «Стоп». После подготовки станка к работе необходимо установить органы управления на пульте в исходное положение: а) рукоятку распределителя патронов в положение «Закрепить»; б) рукоятку распределителя подачи в положение «Вниз»; в) дроссель распределителя подачи полностью открыть вращением его маховичка против часовой стрелки; г) регулятор подачи установить в минимальную настройку вращением маховичка против часовой стрелки.

 

ПУСК

После проведения всех подготовительных операций производится пуск станка. Вначале запускаются электродвигатели кнопками «Пуск» на пульте управления. Пробный кратковременный пуск электродвигателей производится сначала без нагрузки, а затем после устранения замеченных неисправностей с нагрузкой. Первым запускается электродвигатель станка, затем — маслонасоса.

Во время пробного пуска проверяют направление вращения электродвигателя станка (шпиндель должен вращаться по часовой стрелке, если смотреть сверху). Если направление вращения не соответствует указанному, его следует изменить путем переключения фаз.у Запустив станок, проверяют работу его узлов вхолостую на всех скоростях по шуму и температуре нагрева конусов в местах, где сидят подшипники. После пробного пуска и устранения всех замеченных неисправностей приступают к работе.

 

УПРАВЛЕНИЕ СТАНКОМ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Пуск и остановка станка производятся фрикционом. Перед включением фрикциона необходимо включить нужную передачу в коробке скоростей, вращатель и лебедку. Переключать скорости на ходу запрещается. Если зубья зацепляемых шестерен расположились один против другого, допускается кратковременным неполным включением фрикциона провернуть валы и на медленной (ползучей) скорости произвести зацепление. Включать фрикцион следует плавно, без рывков. После спуска бурильных труб в скважину их подвешивают на подкладной вилке, подводят станок к устью, закрепляют его на раме, ведущую трубу соединяют с бурильными трубами. Запускают буровой насос и добиваются нормальной циркуляции промывочной жидкости. Закрепляют верхний патрон вращателя.

Для зажима ведущей трубы верхним патроном устанавливают рукоятку распределителя патронов на пульте управления в положение «Закрепление». Нижний патрон при этом находится в раскрепленном состоянии, так, как масло, поступающее в систему патронов, отводится на слив.

 

РАСКРЕПЛЕНИЕ ПАТРОНОВ ВРАЩАТЕЛЯ

Для раскрепления верхнего и нижнего патронов устанавливают рукоятку распределителя патронов в положение «Раскрепление». Масло подается только к верхнему патрону. Полость нижнего патрона соединена со сливом.

ПОДАЧА ШПИНДЕЛЯ ВРАЩАТЕЛЯ

Управление цилиндрами подачи производится от распределителя подачи на пульте управления. Для подъема или опускания шпинделя вращателя устанавливают рукоятку распределителя подачи в положение «Вверх» или «Вниз» и поворотом маховичка дросселя распределителя подачи регулируют усилие, развиваемое цилиндрами подачи вращателя, по показаниям указателя давления. При движении шпинделя вниз с помощью регулятора подачи можно создавать подпор, затормаживая движение поршней цилиндров подачи вплоть до их остановки.

 

УСТАНОВКА НАГРУЗКИ НА ПОРОДОРАЗРУШАЮЩИИ

ИНСТРУМЕНТ И ПОДАЧА БУРОВОГО СНАРЯДА ПРИ БУРЕНИИ

Методика работы по установке осевой нагрузки на породоразрушающий инструмент заключается в следующем. Буровой снаряд поднимают над забоем и, удерживая его в таком положении, увеличивают усилие настройки регулятора подачи, поворачивая его маховичок по часовой стрелке. При этом давление в верхних полостях цилиндров подачи должно быть полностью сброшено дросселем распределителя подачи. Поворачивая маховичок регулятора подачи против часовой стрелки, изменяют его настройку до давления, соответствующего подпору в нижних полостях, создаваемому массой бурового снаряда. Момент настройки определяют визуально по началу движения бурового снаряда вниз. С началом движения снаряда вниз под действием собственной массы останавливают его незначительным поворотом маховичка в противоположную сторону. Таким образом, масса бурового снаряда оказывается уравновешенной подпором перед клапаном регулятора подачи. В этом положении регулировочный винт регулятора подачи должен быть законтрен и оставаться в таком положении в течение всего рейса. Устанавливают рукоятку распределителя подачи в положение «Вниз» и, постепенно набирая давление в системе подачи настройкой дросселя, осторожно подводят буровой снаряд до забоя, контролируя величину осевой нагрузки по указателю нагрузки на породоразрушающий инструмент. После приработки забоя скважины осевую нагрузку постепенно доводят до требуемой величины согласно технологическому режиму бурения, повышая давление в верхних полостях дросселем распределителя подачи.

 

ПЕРЕХВАТ СНАРЯДА ПРИ БУРЕНИИ

Перехват снаряда во время бурения может быть осуществлен установкой рукоятки распределителя патронов в положение «Перехват» либо автоматически в конце хода шпинделя вращателя от конечных выключателей. При бурении с автоматическим перехватом выключатель на шкафу управления должен быть установлен в положение «Включено». Цикл перехвата состоит из отдельных операций, выполняемых автоматически без остановки вращателя в следующей последовательности: закрепление нижнего патрона; раскрепление верхнего патрона; быстрый подъем траверсы с раскрепленным верхним патроном. Отключение перехвата производится установкой рукоятки распределителя патронов в положение «Закрепление» или автоматически в конце быстрого подъема. При отключении перехвата восстанавливается первоначальная схема распределения потоков масла и последовательно выполняются следующие операции: закрепление верхнего патрона; раскрепление нижнего патрона; рабочая подача. После выполнения цикла перехвата процесс подачи снаряда продолжается без нарушения настройки регуляторов системы подачи.

 

ПЕРЕКРЕПЛЕНИЕ ПАТРОНОВ

Перекрепление патронов является вспомогательной операцией, которая заключается в удерживании бурового снаряда нижним патроном без совершения быстрого подъема. Включение команды на перекрепление производится рукояткой распределителя патронов в положение «Перекрепление». При работе системы патронов в режиме «Перекрепление» траверсу с раскрепленным верхним патроном можно перемещать вверх или вниз. В последнем случае выполняется обратный перехват.

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СТАНКА

Управление цилиндром перемещения станка осуществляется от распределителя подачи на пульте управления. Для перемещения станка к скважине или от скважины установите рукоятку распределителя подачи в соответствующее положение и регулируйте скорости и усилие при движении станка, поворачивая по часовой стрелке маховичок дросселя распределителя подачи. Для установки станка в любой точке в пределах рабочего хода снижайте давление в системе подачи, поворачивая маховичок дросселя против часовой стрелки. При бурении возможен прихват снаряда, поэтому гидравликой, как домкратом, нужно попытаться освободиться от прихвата. Для этого рукоятку гидроприбора ставят в положение «Шпиндель вверх» и повышают давление в гидросистеме до срабатывания предохранительного клапана. Если снаряд не освобождается от прихвата, категорически запрещается одновременно с гидравликой станка использовать лебедку, так как в случае отказа гидравлики вышка может быть разрушена от совместного действия сжимающих сил гидравлики и лебедки станка. Для срыва керна используются гидравлика и вращатель, причем первой натягивают буровой снаряд, вторым — с помощью фрикциона дают кратковременные вращения. Когда требуется задавить башмак обсадных труб в пласт глинистых пород или взять образец породы методом задавливания, гидравлику можно использовать как пресс. На обсадные трубы следует надеть хомут, поднять на него шпиндель и, поставив рукоятку гидроприбора в положение «Шпиндель вниз», дросселем повышать давление. Для остановки шпинделя вращателя на любой высоте в пределах хода предусмотрено положение «Остановка шпинделя», при котором дроссель должен быть открыт полностью. Если необходимо бурить с ведущей трубой, надо заменить зажимные патроны на специальные: верхний—ведущий, нижний— направляющий. Ведущую трубу пропускают через шпиндель и соединяют переходником с бурильными трубами, а сверху навинчивают вертлюг-сальник, подвешенный на лебедочном канате. Включают необходимую частоту вращения и лебедку одновременно с вращателем. Приподнимают снаряд лебедкой от забоя и включают промывочный насос. После установления нормальной циркуляции промывочной жидкости включают фрикцион. Тормозом спуска постепенно опускают снаряд на забой и устанавливают нагрузку по динамометру, включенному в неподвижный конец каната. Подачу осуществляют с лебедки постепенным оттормаживанием барабана. Если масса снаряда мала для бурения с разгрузкой, то применяют утяжеленные бурильные трубы. Если при бурении необходима расходка, то ее производят тормозами лебедки, поднимая и опуская снаряд. Можно применить и гидравлику станка, для чего верхний патрон под ведущую штангу имеет три плашки и зажимные болты. При спускоподъемных операциях следует рационально использовать скорости станка: так, при подъеме снаряда по мере уменьшения его массы — переходить на повышенную скорость подъема. Перегружать станок при подъеме не разрешается, например, если лебедка на третьей скорости еще тянет тяжело, то необходимо временно перейти на вторую скорость. Если буровой снаряд требуется оставить в подвешенном положении, то нужно закрепить рукоятку тормоза спуска. Оставлять буровой снаряд в подвешенном положении на продолжительное время запрещается. При спуске в скважину очередной свечи нельзя свободно отпускать тормоз спуска, чтобы не вызвать сильного рывка при торможении в конце спуска.

 

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БУРОВЫМ СТАНКОМ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Во время работы оставлять станок без наблюдения категорически запрещается.

  1. Необходимо постоянно следить за работой вращателя — шпиндель должен вращаться легко, без рывков, траверса не должна раскачиваться.
  2. Если ведущая труба при бурении провинчивается в зажимных патронах, следует немедленно закрепить кулачки, перекрепить шпиндель на новое место или заменить кулачки. Нельзя закреплять ведущую трубу только одним патроном.

Необходимо следить за работой гидросистемы, поддерживая постоянной нагрузку на породоразрушающий инструмент, отбивать контакты пластов горных пород, определять их рабочий замер и записывать в журнал, помогая геологам уточнить фактический геологический разрез. Контакты отбивают следующим образом. Если бурят с дополнительной нагрузкой и стрелка указателя давления показывает большую нагрузку на породоразрушающий инструмент, чем было задано первоначально, то встречены породы или включения большей категории по буримости. И наоборот, если стрелка отклонится и покажет меньшую нагрузку, а скорость углубки возрастет — встретились мягкие породы. При бурении с нагрузкой, если встретятся мягкие породы, то давление масла в гидросистеме увеличится, а стрелка указателя покажет уменьшение нагрузки на породоразрушающий инструмент. При встрече крепких пород давление в гидросистеме уменьшится, а стрелка покажет увеличение нагрузки на породоразрушающий инструмент.

Таким образом, бурильщик, постоянно наблюдая за приборами гидросистемы, может достаточно точно отбить контакты, например пласты полезного ископаемого, твердость которого обычно заметно отличается от вмещающих пород, и, если по каким-то причинам из этого интервала не будет поднят весь керн — этот недостаток будет компенсирован замерами бурильщика.

  1. Только с помощью приборов гидросистемы можно обнаружить, например, обрыв и место обрыва трубы, поэтому необходимо следить за исправностью приборов гидросистемы.
  2. Следует не допускать утечек масла через манжетные уплотнения, прокладки подшипниковых крышек и смотровых люков.
  3. Необходимо постоянно следить за работой тормозов лебедки и своевременно регулировать их, а также следить, чтобы под тормозные колодки не попадало масло.
  4. Нельзя допускать пробуксовки фрикционных дисков при работе, а также нагрева фрикциона в выключенном положении. Не следует допускать замасливания дисков фрикциона, а если масло все же попало — промыть диски керосином; отрегулировать зазоры. Работать с неисправным фрикционом запре-i щается.
  5. При переключении скоростей нельзя допускать больших усилий, так как это приведет к поломке механизма переключения или шестерен. Включение должно производиться легко. Запрещается производить переключение на ходу.
  6. Если какой-либо подшипник нагревается до температуры свыше 70—80 °С, необходимо остановить станок и устранить причину нагрева.
  7. При перегрузках станка будет наблюдаться пробуксовка фрикциона, завывание электродвигателя станка или захлебывание дизеля. В этих случаях надо уменьшить нагрузку на породоразрушающий инструмент или включить пониженную скорость.
  8. Станок следует содержать в чистоте, протирать его после каждой смены: крашеные части — теплой водой, некрашеные— керосином и соляркой, затем нанести тонкий слой свежего масла.
  9. При любой неисправности или ненормальной работе необходимо остановить станок и устранить дефекты.

 

Остановка производится в следующем порядке.

  1. Снимают нагрузку со шпинделя и лебедки, приподняв снаряд от забоя. 2. Плавно выключают главный фрикцион станка. 3. Все рукоятки управления устанавливают в нейтральное или включенное положение. 4. Плавно выключают главный фрикцион бурового насоса. 5. Плавно выключают муфту сцепления дизеля, б. Останавливают привод (дизель или электродвигатель). 7. Обтирают все механизмы агрегата от грязи и масла.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, СМАЗКА СТАНКОВ

Технический уход необходим для обеспечения постоянной работоспособности станка, высокой производительности, экономичности и увеличения срока службы. Технический уход подразделяется на четыре вида.

Ежесменный уход (через 8—12 ч).

  1. Очистить станок: протереть и смазать шпиндель, направляющие штоки, рабочие штоки вращателя; теплой водой вымыть и обтереть насухо корпус траверсы, вращателя, прибора гидроуправления, станину и т. д.
  2. Смазать узлы станка в соответствии с инструкцией, заменив или исправив при этом неисправные масленки.
  3. Наружным осмотром проверить сальниковые уплотнения, уплотнительные манжеты, маслопровод и его соединения, крышки подшипников, крышки смотровых окон, сливные пробки и т. п. и, если имеется утечка, устранить ее.
  4. Проверить крепление каната на барабане лебедки, а также его соединение.
  5. Проверить соединение узлов станка и при необходимости подтянуть их.
  6. Внимательно прослушивать шум станка и проверять нагрев его подшипников. Нормальный шум от работы шестерен — глухой и монотонный. Если шум изменится или появятся стуки, установить причину и до ее устранения прекратить работу. Нагрев подшипников определяется рукой, которая может выдержать температуру до 70—80 °С. Если нагрев выше, остановить станок и устранить причину, вызвавшую нагревание.

Еженедельный уход (через 150—200 ч).

  1. Поднять шпиндель или передвинуть станок, проверив его действие.
  2. Осмотреть насечку кулачков (плашек) в зажимных патронах и заменить их в случае износа.

Проверить уровень масла в баке. Если при переливе масла через перегородку образовались воздушные пузыри или уровень масла понизился до стыка всасывающих трубок, необходимо через воронку с сеткой долить масло в бак на 5—10 мм

выше перегородки. Заливают масло чистой посудой в сливной отсек.

  1. Если сливная струя гидросистемы выносит в бак много воздушных пузырей, а гидросистема при повышенных давлениях масла гудит, необходимо устранить подсос воздуха на линии всасывания и удалить его из гидросистемы.

Ежемесячный уход (раз в 1 мес).

  1. Траверсу вращателя опустить в нижнее положение, рас- шплинтовать гайки направляющих штоков и проверить их затяжку. Поднять шпиндель вверх и дать ему возможность свободно опускаться, наблюдая, не заклиниваются ли штоки в направляющих втулках. Если шпиндель останавливается, устранить заклинивание штоков.
  2. Закрепить станок на раме, включить цилиндр перемещения и поднять давление в гидросистеме до срабатывания клапана. Если станок не: сдвигается с места, механизм закрепления отрегулирован правильно.
  3. Проверить состояние тормозных накладок па колодках лебедки, на которых не должно быть обнаженных заклепок и замасливания. В случае износа накладок наклепать новые, выступающие заклепки утопить чеканкой, замасленные места выжечь или промыть керосином. Вновь установленные тормоза отрегулировать.
  4. Разобрать упругую муфту, соединяющую вал электродвигателя с валом лебедки. Изношенные втулки или вкладыши заменить новыми.
  5. Проверить крепления карданного вала. Если какой-либо из болтов качается в гнезде, заменить его новым.
  6. Проверить натяжение ремней и при необходимости подтянуть их.
  7. Снять и промыть в чистом масле или керосине всасывающий фильтр маслобака.
  8. В присутствии механика проверить настройку предохранительного клапана гидросистемы. Распределительный кран поставить рукояткой гидроприбора в положение «Быстрый подъем» и дросселем несколько раз повысить давление до включения предохранительного клапана (буровой снаряд закреплен в патронах). Показание манометра при включении клапана должно быть максимально допустимым для гидросистемы данного станка, в противном случае произвести настройку клапана и опломбировать его.

    Ежеквартальный уход (раз в 3 мес).

  9. Снять маслобак. Промыть его чистым маслом и поставить на место. Профильтрованное масло залить на 5—10 мм выше перегородки в маслобаке.
  10. При наличии большой качки направляющих штоков во втулках вращателя выпрессовать изношенные втулки и поставить новые.
  1. Через смотровые люки проверить состояние шестерен, зубчатых муфт, подшипников, шлицов в коробке скоростей, вращателе и редукторе. Проверить износ сухарей и вилок переключения, сцепление шестерен и зубчатых муфт во всех рабочих положениях.
  2. Отсоединить электродвигатель или карданный вал от фрикциона и проверить качку вала фрикциона в подшипниках. Осмотреть состояние подшипника и при износе заменить новым. Проверить износ дисков фрикциона и в случае износа заменить новыми.

    При снятии фрикциона со станка: а) заметить положение ступиц дисков, сидящих на шлицах, с тем чтобы при сборке поставить их на старое место; б) проверить состояние шлицов на ступицах и на вале и произвести выравнивание их в случае значительных выработок; в) проверить уплотнение в крышке подшипника и состояние подшипника, промыть его и залить новую смазку; г) очистить корпус фрикциона от грязи. Собрать фрикцион.

  3. Состояние шестерен п подшипников лебедки осматривать только в том случае, если у лебедки были замечены ненормальности в работе.

 

 

СМАЗКА БУРОВЫХ СТАНКОВ

Одной из важнейших операций ухода является смазка. Обслуживающий персонал должен понимать, что для долговечной, производительной работы бурового станка нужна не просто смазка, а смазка своевременная, чистая и только того сорта, который предусмотрен конструктором. При хранении и заправке масла необходимо принять меры против его загрязнения. Принадлежности для смазки, поставляемые с агрегатом: кружка и воронка с сеткой для заливки жидкого масла, специальный шприц для заправки жидкого масла через масленки, штоковый тавотопресс для заправки солидола через пресс-масленки.