Основные конструктивные узлы буровых станков
Основными узлами станков колонкового бурения являются:
а) главный фрикцион для плавного подключения станка к двигателю. Применяется при переключении скоростей в коробке передач, при включении вращателя или лебедки, для быстрой остановки станка, для кратковременного включения вращателя и т. д.;
б) многоступенчатая коробка передач передает вращение от двигателя вращателю и лебедке и служит для изменения частот вращения и скоростей подъема;
в) многоскоростная планетарная лебедка предназначена для спуска и подъема бурового снаряда, обсадных труб и разгрузки массы бурового снаряда при бурении с ведущей трубой;
г) многочастотный вращатель служит для вращения бурового снаряда. Для регулировки нагрузки на породоразрушающий инструмент может быть использован как гидравлический домкрат (у станков с гидравлической подачей) при извлечении обсадных труб из скважины и ликвидации аварий с буровым инструментом, а также как пресс при задавливании труб;
д) гидроцилиндры регулятора подачи бурового инструмента позволяют создавать на вращающуюся колонну труб дополнительную нагрузку или разгрузку и поддерживать ее при бурении.
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
Главный фрикцион — это муфта, в которой ведущий вал передает вращение ведомому через один или несколько дисков, которые могут иметь фрикционные накладки. На отечественных буровых станках установлены фрикционы разных конструкций: сухой дисковый постоянно замкнутый, сухой дисковый непостоянно замкнутый (ЗИФ-1200МР, ЗИФ-650М) и в станках СБА-500 впервые была применена многодисковая непостоянно замкнутая масляная муфта, которая позволила уменьшить габаритные размеры и массу фрикциона по сравнению с сухими муфтами более чем в
2 раза, а также повысить его надежность. В буровых станках УКБ-50/100, УКБ-200/300 главным фрикционом является муфта сцепления от автомобиля ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 соответственно.
СЦЕПЛЕНИЕ СТАНКА СКБ-4
Сцепление станка СКБ-4 (рис. 36) однодисковое сухое, предназначено для плавного соединения трансмиссии с электродвигателем. Детали узла заимствованы из автомобиля ЗИЛ-130.
К фланцу втулки 4, сидящей на валу электродвигателя, крепится диск
сцепления ведущий 3, к которому при помощи чугунного нажимного диска 6
прижимается ведомый диск 1 с фрикционными
накладками. Диск 1 находится на шлицевом валу коробки передач. Сцепление с маховиком смонтировано в сборном корпусе, состоящем из фланца, корпуса, крышки.
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН БУРОВОГО СТАНКА ЗИФ-650М
Сухой непостоянно замкнутый двухдисковый фрикцион (рис. 37) все чаще
устанавливается на буровых станках благодаря большой надежности
в работе и простой регулировке. Вращение от первичного вала 1 фрикциона
на вторичный 2 передается благодаря трению между ведущими (6 —
нажимной, 9 — промежуточный, 17— упорный) и ведомыми 8
дисками. Ведомые диски 8 имеют фрикционные накладки и наружные зубчатые
венцы, которыми они постоянно зацепляются с внутренним венцом 7 муфты 10
вторичного вала. Ведущие диски сидят на шлицах ведущего корпуса. Если кулачки
5 (3 шт.) не нажимают на диск 6, то под действием пружин 11
все диски расходятся и вращение от первичного вала вторичному не передается.
Нажим кулачками 5 осуществляется с помощью крестовины 13, на
которой они посажены шарнирно, выжимной муфты (подшипника) 3 и тяги 4
(3 шт.). Перемещая рычагом 16 муфту 3 по валу 1 вправо,
проходят мертвую точку (максимальный нажим кулачков), когда тяги 4
располагаются строго вертикально. Затем происходит «щелчок» и муфта продвигается
по валу. Этим фиксируется включенное положение. Крестовина 13 на валу
1 находится на резьбе и фиксируется болтом 14. В тыльной части
ведущего корпуса имеются отверстия под болт 14. Регулировка главного
фрикциона осуществляется поворотом крестовины 13 по резьбе относительно
вала. Для увеличения нажима крестовину вращают вправо (по часовой стрелке).
Смазка фрикциона осуществляется через масленку 18 выжимной муфты. При
нагнетании смазки ЦИАТИМ-201 смазывается выжимной подшипник. Затем по каналу
15 в первичном валу масло попадает в подшипник вторичного вала 12. В
рукоятку управления фрикционом вмонтировано устройство, позволяющее буровому
мастеру изменять затяжку дисков и, следовательно, крутящих моментов,
передаваемых колонне бурильных труб. Это предотвращает обрыв бурильных труб,
особенно если бурильная колонна изношена. Аналогичный фрикцион выпускается к
станку ЗИФ- 1200МР для замены старого постоянно замкнутого фрикциона.
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН БУРОВОГО СТАНКА СБА-500
Главный фрикцион бурового станка СБА-500 (рис. 38) укреплен на фланце коробки
передач. Он собирается в чугунном корпусе 13 и представляет собой
многодисковую масляную муфту. От первичного вала 1
фрикциона
вращение на вторичный вал 11 передается через ведущие стальные диски 6
и ведомые диски 12 с напрессованной на них металлокерамикой. Ведущие
диски 6 посажены на ведущем корпусе на шлицах и поэтому, получая от него
вращение, могут перемещаться вправо и прижимать ведомые диски к упорному
ведущему диску 8. Ведомые диски 12 посажены между ведущими дисками
и своими зубчатыми венцами постоянно соединяются с внутренним зубчатым венцом 7
ведомой муфты 9, которая передает вращение вторичному валу 11.
Двигая вилку 16 и корпус выжимного подшипника 2 вправо,
осуществляют нажим на нажимное устройство 3 и 14. Втулка 3
перемещается на шпонке вала 1 вправо и нажимной шайбой 14,
соединенной с нею резьбой, давит на ведущие диски 6. Они прижимаются
вместе с ведомыми дисками к упорному диску 8. Фрикцион включен, т. е.
вращение с первичного вала 1 передается на вторичный 11, при этом
пружины 5 сжаты. Отводя муфту включения (выжимной подшипник) 2
влево, фрикцион выключают, так, как под действием пружин 5 втулка 3
с шайбой 14 отойдет влево и сила трения между ведомыми и ведущими дисками
резко уменьшится. Диски начнут пробуксовывать, и вторичный вал остановится. На
рис. 38 фрикцион изображен в выключенном положении. При износе дисков фрикциона
необходимо усилить нажим на них.
Для этого вытягивают подпружиненный фиксатор 4, соединяющий нажимную шайбу 14 с нажимным ведущим диском 6. Поворачивают шайбу 14 по резьбе втулки 3 вправо на одно или два отверстия в нажимном ведущем диске и отпускают фиксатор. Так как нажимная шайба при повороте продвинется по втулке 3 вправо, то нажим ее на ведущий диск 6 усилится.
В корпус главного фрикциона заливается по масломеру жидкое масло, которое, уменьшая трение между дисками при пробуксовке, смазывает подшипник 2 и подшипник вторичного вала фрикциона 10. Спускается масло при замене через пробку 15.
ЛЕБЕДКА
На большинстве буровых станков установлены лебедки планетарного типа. Кинематическая схема планетарной лебедки дана на рис. 39. Вал лебедки 1, приводимый в движение шестерней 12, свободно вращается в двух двухрядных сферических подшипниках 2. На валу жестко (на шпонках) посажена шестерня 6, получившая название солнечной. Тормозная крышка 9, водило 8 и барабан 4 на валу посажены свободно, на шарикоподшипниках.
Барабан 4 лебедки с левой стороны имеет расточку, в которую запрессован зубчатый венец 5, с правой стороны — тормозной шкив 13. Зубчатый венец 5 находится в постоянном зацеплении с тремя сателлитами 7, вращающимися на шарикоподшипниках 3, установленных в гнездах тормозной шайбы 9 и водила 8. Тормозная шайба и водило скреплены между собой шестью болтами и образуют вместе с сателлитами и шарикоподшипниками отдельный блок, вращающийся на шариковых подшипниках 14 и 15 на валу 1. Сателлиты, сцепляясь с венцом 5, находятся одновременно в зацеплении с солнечной шестерней 6. Для управления лебедкой предусмотрено два колодочных тормоза: тормоз подъема 10 и тормоз спуска 11. Если передать вращение с помощью шестерни 12 на вал 1, одновременно затормозив тормозной шкив барабана тормозом спуска //, вал лебедки будет вращаться, значит, будет вращаться и шестерня 6. Зубчатый венец 5 неподвижен, так как барабан заторможен. Сателлиты, вращаясь вокруг своих осей, вынуждены обкатываться по зубчатому венцу 5. Тормозная шайба 9 и водило 8 вращаются, увлекаемые сателлитами 7. Канат на барабане в этом случае не наматывается и не разматывается. Если затормозить шайбу 9 тормозом подъема 10 (тормоз спуска в этом случае нужно обязательно отпустить), то сателлиты вынуждены будут вращаться только вокруг своей оси. Вращение от солнечной шестерни 6 через сателлиты будет передаваться зубчатому венцу 5 и вместе с ним барабану лебедки. Канат наматывается на барабан — идет подъем груза. Если тормозной шкив барабана и тормозная шайба будут расторможены, барабан 4 под действием подвешенного на канате груза начнет вращаться в обратную сторону, разматывая канат.
Лебедки станков глубокого бурения имеют водяное охлаждение. На рис. 40 дана кинематическая схема лебедки с водяным охлаждением. Тормоз спуска у них левый. Вращение на вал 1 лебедки поступает от зубчатой полумуфты 15. На валу жестко (на шпонках) крепится солнечная шестерня 2. Солнечная шестерня постоянно зацеплена с тремя сателлитами 3, сидящими на осях на двух шарикоподшипниках. Оси сателлитов жестко закреплены в барабане 7, посаженном на валу свободно (на шарикоподшипниках). На валу 1 свободно сидит тормозная крышка 5 с внутренним зубчатым венцом 4, с которым зацепляются все сателлиты. На рис. 40 изображен условно только один сателлит, а другие два, расположенные по окружности через 120°, не видны
При вращении вала и солнечной шестерни 2 сателлиты, оставаясь на месте (барабан 7 неподвижен), передают вращение через венец 4 тормозной крышке 5. Нажав на колодочный тормоз 6, останавливают крышку 5, а с нею и венец 4. Сателлиты начинают двигаться по венцу 4 и заставляют вращаться барабан 7, на который наматывается канат и идет подъем груза. Для остановки поднятого груза нажимают на тормоз спуска 9, а тормоз подъема 6 отпускают.
Спуск груза осуществляют торможением тормоза спуска. Для охлаждения тормозного шкива в нем имеется водяная рубашка 8, в которую подводится по штуцеру 11 и шлангу 13 вода. Забирая тепло, вода по шлангу 14 и штуцеру 10 уходит в бак. Лебедка с помощью роликовых подшипников закреплена в кронштейнах 12.
ЛЕБЕДКА БУРОВОГО СТАНКА СКБ-4
Лебедка планетарного типа (рис. 41) расположена вдоль станка над коробкой передач. Передняя шлицевая часть вала лебедки входит в шлицевое отверстие шестерни раздаточной коробки, а задний конец вала через сферический роликовый подшипник закреплен в стальном кронштейне, установленном на корпусе сцепления станка. Вращение от подвижной солнечной шестерни 4 при заторможенном шкиве тормоза подъема передается барабану 1, а при заторможенном тормозе спуска — через шестерни 7 водилу 2 и связанному с ним шкиву тормоза подъема 5.
Тормоз спуска колодочного типа (рис. 42) закреплен на задней продольной балке станка. Торможение осуществляется стягиванием колодок / и 2 при помощи тяги 4, которая получает движение от эксцентрика 5, связанного с тормозной рукояткой 3. В расторможенном положении рукоятка удерживается пружиной 6.
Тормоз подъема по конструкции и работе аналогичен тормозу спуска. Отличается от тормоза спуска отсутствием собачки 9, фиксирующей тормозную рукоятку в заторможенном положении.
ВРАЩАТЕЛЬ
Вращатель бывает шпиндельный и роторный. Шпиндельный вращатель передает частоту вращения буровому снаряду через бурильную трубу, которая закрепляется в шпинделе двумя зажимными патронами. Шпиндельная труба, вращаясь со шпинделем, может вместе с ним подниматься и опускаться, а следовательно, разгружать снаряд или создавать дополнительную нагрузку. Роторный вращатель в отличие от шпиндельного вращает бурильную трубу, не воздействуя на нее в осевом направлении. Эта труба многогранного сечения (трехгранник или квадрат) называется ведущей.
Шпиндельный
вращатель станка ЗИФ изображен на рис. 43. Корпус вращателя 7 оснащен двумя
гидроцилиндрами 1, в которых поршни 2 через штоки 3 связаны
со шпинделем 5 траверсой 4. Направляющие штоки 6,
соединяющие траверсу с корпусом вращателя, служат для защиты сальников 8
от вибрации, возникающей в шпинделе и рабочих штоках при бурении. Через люк 9
производят осмотр конической пары и заливают масло в корпус вращателя.
На концы шпинделя 5 навинчивают зажимные патроны, верхний на левой резьбе, нижний — на правой.
При подаче масла в цилиндры снизу (под поршни) поршни 2 поднимаются вверх и поднимают штоки 3, траверсу 4 и шпиндель 5, а следовательно, и всю колонну труб. Если же подавать масло в цилиндры сверху, то поршни будут опускаться и тянуть вниз траверсу, а через нее — шпиндель с патронами, передавая нагрузку на колонну бурильных труб.
ВРАЩАТЕЛЬ БУРОВОГО СТАНКА СКБ-4
Вращатель станка СКБ-4 (рис. 44) смонтирован с фасонным стальным корпусом 1 и крепится шестью болтами к фланцу раздаточной коробки с Т-образным круговым пазом, что обеспечивает поворот вращателя при наклонном бурении. В корпусе смонтирован горизонтальный вал-шестерня 2, по которому перемещается шестерня 3, служащая для включения быстрого и медленного ряда скоростей, а также вертикальная приводная муфта 4 со второй конической шестерней. На нижнем конце муфты смонтирован нижний гидропатрон. Верхний гидропатрон смонтирован на шпинделе 6 вращателя, который входит в шлицевое отверстие муфты.
ЗАЖИМНЫЕ ПАТРОНЫ СТАНКОВ КОЛОНКОВОГО БУРЕНИЯ
Зажим ведущей трубы осуществляется патронами, которые бывают механическими и гидравлическими. Механический патрон (рис. 45, а) состоит из стального корпуса, двух наметок, оси
наметок, стяжного блока, пружины для разведения наметок, зажимных кулачков 7 и 8. Кулачки имеют насечку (резьбу), причем, чтобы ведущая труба не проскальзывала и не проворачивалась, на кулачке 7 насечка правая, а на кулачке 8 — левая. Верхний и нижний патроны комплектуются зажимными кулачками для разных диаметров труб в зависимости от типа станка.
Для бурения в мягких породах, чтобы не перекреплять патроны, применяют длинную трехгранную ведущую трубу и специальный патрон с трехгранным отверстием (рис. 45, б). Патрон для ведущей трубы навинчивается на верхнюю левую резьбу шпинделя вместо патрона с наметками. На нижний конец шпинделя навинчивается направляющая втулка — патрон для центрации нижнего конца ведущей трубы. Патрон для ведущей трубы имеет три кулачка с зажимными болтами, которыми при осложнении или аварийном отключении электроэнергии можно зажать ведущую трубу и с помощью гидравлической подачи приподнять снаряд с забоя.
Пружинно-гидравлический зажимной патрон (рис. 46) является основой конструкции зажимных патронов современных
буровых станков. Шпиндель 1 пружинно-гидравлического патрона соединен со шпинделем 10 вращателя при помощи прямоугольной резьбы, которая передает осевые усилия, и с шлицевой муфтой 9, передающей крутящий момент. Такое комбинированное соединение предотвращает затяжку по резьбе.
Ведущая труба зажимается четырьмя кулачками 7 с помощью тарельчатых пружин 2, передающих осевое усилие через клиновые соединения. Разжимаются кулачки усилием гидравлического давления.
Гидравлический цилиндр 3 патрона установлен на фланце 11 траверсы вращателя и соединен маслопроводом с краном управления. При повышении давления в цилиндре поршень 4 через упорный подшипник 5 и обойму 6 сжимает тарельчатые пружины 2. Обойма, перемещаясь вниз, разводит при помощи Т-образных пазов кулачки 7 в радиальном направлении, освобождая ведущую трубу.
Кулачки перемещаются в пазах шпинделя 1 патрона. Сверху патрон защищен крышкой 8. Закрепление и раскрепление трубы гидропатроном осуществляется с пульта управления.
ЗАЖИМНЫЕ ПАТРОНЫ БУРОВОГО СТАНКА СКБ-4
Верхний патрон состоит из пакета цилиндрических спиральных пружин, создающих механическое усилие зажима, обоймы 7 с наклонными пазами, передающей это усилие четырем кулачкам 8, закрепляющим ведущую трубу, и силового одностороннего поршня гидроцилиндра 9, поршень которого при подаче масла в цилиндр через стакан 10 и радиально-упорный подшипник, поднимая обойму, разводит кулачки. Пружины верхнего патрона предварительно сжаты каждая на своем стержне путем вворачивания его во втулку верхней опорной шайбы. Шайба упирается в два полукольца 17, которые фиксируются крышкой 14 (см. рис. 44).
В нижнем гидропатроне механическое усилие, создаваемое четырьмя пружинами, разводит кулачки, а при подаче масла в цилиндр нижнего патрона происходит зажим рабочей штанги. Пружины патрона предварительно поджаты с помощью гайки 21, зафиксированной на шпинделе нижнего патрона 23 вращателя стопорным винтом.