Буровые установки.

 

 

Наибольшее распространение в практике буровых работ вплоть до середины и конца 60-х годов получили передвижные установки на автомашинах типа УРБ-ЗАМ, УРБ-2А, УРБ-2ТМ, АВБ-ТМ, СБУДМ-1503ИВ, а также установки блочного типа УРБ-4ПМ, УРБ-4ШМ и УБШ-1М.

Эти буровые установки широко освещены в технической литературе (Медведев, Гланц, Григоровский, 1973), поэтому их описание здесь не дается.

Учитывая, что установки ударно-канатного бурения типа УКС-22М и УКС-ЗОМ широко известны и описаны в различных справочных руководствах и учебниках (Вортман, 1972), в настоящей работе их описание также не приводится.

ЦНИИподземмаш разработан новый ударно-канатный станок КС-24 в двух модификациях: с электрическим и дизельным приводом. Станок успешно прошел испытания, но вопрос о его серийном изготовлении еще не решен. Установки ударно-вращательного бурения типа БУК-80 и БУК-100 конструкции Гидропроекта применяются в ограниченных масштабах и не представляют интереса для широких кругов специалистов.

Отечественной промышленностью выпускаются новые самоходные установки УРБ-2А2, УРБ-ЗА2, УРБ-ЗАЗ, 1БА-15Н, 1БА-15В, 1БА-15К и УВБ-600.

 

Установка роторного бурения УРБ-2А2

 

 

Установка роторного бурения УРБ-2А2 смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-157КЕ или ЗИЛ-131. На раме установки крепятся следующие узлы:

раздаточная коробка, передающая вращение на два гидронасоса ПМ № 10 и шестеренчатый гидронасос НШ-10л, которые осуществляют привод гидроподъемника и вращателя;
 

буровой насос или компрессор при бурении скважин с продувкой воздухом; мачта с подвижным вращателем, кронблоком и одноцилиндровым гидроподъемником двухстороннего действия;

масляные баки для обеспечения маслом гидросистемы; пульт управления механизмами буровой установки.

С помощью вращателя производится свинчивание и развинчивание бурильных труб, наращивание инструмента без отрыва от забоя, принудительная подача инструмента. Установка УРБ-2А2 заменит УРБ-2А.

 

Установка роторного бурения УРБ-ЗА2

 

Установка роторного бурения УРБ-ЗА2 смонтирована на шасси автомобиля МАЗ-500А. На раме крепятся следующие узлы:

коробка отбора мощности; четырехскоростная коробка скоростей; буровая лебедка с безопасной катушкой; электрогенератор ЕСС-62-4М; ротор; буровой насос 11Гр; механизм принудительной подачи инструмента на забой;

мачта с кронблоком и талевым блоком; гидравлический масляный шестеренчатый насос НШ-32Д для привода механизма принудительной подачи инструмента на забой и привода двух гидродомкратов подъема и опускания мачты; два гидравлических домкрата подъема и опускания мачты. Глиномешалку с электроприводом, желобную систему, а также емкости поставляют заказчику по его требованию.


Установка УРБ-ЗА2 является базовым буровым блоком буровых агрегатов 1БА-15В и 1БА-15Н.

 

Буровой агрегат 1БА-15В

Буровой агрегат 1БА-15В состоит из бурового (установка УРБ-ЗА2) и компрессорно-силового блоков. Буровой блок отличается тем, что вместо ротора Р-250 с проходным отверстием 250 мм используется ротор Р-410 с проходным отверстием 410 мм. Мачта также имеет большую грузоподъемность, а талевая оснастка принимается 2X3.

Буровой агрегат 1БА-15В — первая специализированная установка для бурения скважин на воду (рис. 1).

В последнее время к установке УРБ-ЗА2 и агрегатам 1БА-15В и 1БА-15Н выпускают укрытия, представляющие собой каркас из металлических трубок и прорезиненной ткани, состоящие из отдельных частей и соединяющиеся между собой. Для удобства монтажа и транспортировки секции выполнены в двух частях и имеют полозья. Масса комплекта для укрытия бурового и компрессорно-силового блоков около 4 т.

В настоящее время Кунгурским заводом осваиваются новые модели установок: УРБ-ЗАЗ (класс УРБ-6.3А по ГОСТ 16151—70) и 2БА-15Н (класс УРБ-20А по ГОСТ 16151—70).
 

Буровой агрегат 1БА-15Н

Буровой агрегат 1БА-15Н представляет собой установку УРБ-ЗА2, дополнительно укомплектованную насосно-силовым блоком (насос 9МГр), и вместо талевой системы 1X2 принята талевая система 2X3.
 

Буровой агрегат 1БА-15К

Буровой агрегат 1БА-15К позволяет осуществлять комбинированное вращательное бурение с прямой и обратной промывкой. Агрегат монтируют на шасси автомашины МАЗ-500А и прицепа МАЗ-5207В. Грузоподъемность агрегата аналогична 1Б А-15В (12,5 и 20 т). Агрегат можно использовать для роторного бурения с прямой промывкой и для бурения с обратной промывкой диаметром скважин до 1270 мм с помощью эрлифта и центробежного насоса.

Буровой блок агрегата имеет наклонную мачту высотой 15 м, двухбарабанную лебедку (буровая и желоноч-ная) с длиной каната 250 м, двухступенчатый редуктор и откидной ротор Р-410, генератор мощностью 20 кВт и центробежный насос с обвязкой.

В комплект агрегата входят: компрессорно-силовой блок, сальник-вертлюг с проходным сечением 150 мм, ведущая труба длиной 4,5 м, гидроэлеватор, наддолотный утяжелитель массой 4,8 т, сварочный трансформатор, такелажный блок с грузоподъемным устройством на автоприцепе, служащий для перевозки бурильных труб и механизации их разгрузки и подгрузки.
 

 

вращения ротора и лебедки; наличие насосно-силового и компрессорно-силового блоков, расширяющих эксплуатационные возможности агрегатов; надежное и оперативное управление механизмами путем применения пневматической системы.

Гидрораскрепитель и устройство для развинчивания бурильных труб повышают безопасность работ. Это же относится к противозатаскивателю талевого блока. Все агрегаты снабжены металлическими мостками. Новым является механизм подачи, который состоит из гидроцилиндров двойного действия, монтируемых на мачте, гидравлического механизма зажима ведущей трубы и пульта управления. Механизм подачи позволяет осуществлять дополнительное принудительное усилия на забой до 40 кН (вниз) и 80 кН (вверх) с ходом 600 мм.

 

Установка вращательного бурения У ВБ-600

 

Установка вращательного бурения У ВБ-600 состоит из вышечно-лебедочного, насосного и роторного блоков.

Вышечно-лебедочный блок представлен агрегатом для освоения скважин А-50 с некоторыми изменениями. Блок смонтирован на базе автомобиля КрАЗ-257, двигатель которого используется в качестве привода механизмов блока. Мачта поднимается в рабочее положение двумя гидродомкратами двухстороннего дейстия, приводимыми в действие от гидравлического насоса ПМ № 20, который приводит в действие также приспособление для забуривания шурфа и гидравлический раскрепитель резьбовых соединений труб.
Мачта телескопическая, внутренняя секция выдвигается из внешней секции с помощью талевой системы. Лебедка двухбарабанная, с цепным приводом от трансмиссии.
Компрессорно-силовой блок смонтирован на автоприцепе МАЗ-5207В и состоит из компрессора К-9М с ресивером, дизелем Д-108 или ЯМЗ-236 и углового редуктора. Дизель является аварийным для буровой установки.Глиномешалка с электродвигателем монтируется рядом с буровой установкой.
По требованию заказчика к буровому агрегату может дополнительно поставляться ударный механизм пневматического типа, приводится от компрессора КТ-7 насосного блока, масса ударной части 1 т, высота подъема 0,9 м, частота 30 ударов в минуту. Механизм подачи аналогичен механизмам, устанавливаемым на агрегатах 1БА-15В и др.
Насосный блок смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257, двигатель которого используется для привода двух насосов 9МГр-61, компрессора КТ-7 и электрического генератора ЕС83-6С. Двигатель может также использоваться как аварийный для привода механизмов вышеч-но-лебедочного блока.