Буровые установки.
Наибольшее распространение в практике буровых работ вплоть до
середины и конца 60-х годов получили передвижные установки на автомашинах типа
УРБ-ЗАМ, УРБ-2А, УРБ-2ТМ, АВБ-ТМ, СБУДМ-1503ИВ, а также установки блочного типа
УРБ-4ПМ, УРБ-4ШМ и УБШ-1М.
Эти буровые установки широко освещены в технической литературе (Медведев, Гланц,
Григоровский, 1973), поэтому их описание здесь не дается.
Учитывая, что установки ударно-канатного бурения типа УКС-22М
и УКС-ЗОМ широко известны и описаны в различных справочных руководствах и
учебниках (Вортман, 1972), в настоящей работе их описание также не приводится.
ЦНИИподземмаш разработан новый ударно-канатный станок КС-24 в двух модификациях:
с электрическим и дизельным приводом. Станок успешно прошел испытания, но вопрос
о его серийном изготовлении еще не решен. Установки ударно-вращательного бурения
типа БУК-80 и БУК-100 конструкции Гидропроекта применяются в ограниченных
масштабах и не представляют интереса для широких кругов специалистов.
Отечественной промышленностью выпускаются новые самоходные установки УРБ-2А2,
УРБ-ЗА2, УРБ-ЗАЗ, 1БА-15Н, 1БА-15В, 1БА-15К и УВБ-600.
Установка роторного бурения УРБ-2А2
Установка роторного бурения УРБ-2А2 смонтирована на шасси
автомобиля ЗИЛ-157КЕ или ЗИЛ-131. На раме установки крепятся следующие узлы:
раздаточная коробка, передающая вращение на два гидронасоса ПМ № 10 и
шестеренчатый гидронасос НШ-10л, которые осуществляют привод гидроподъемника и
вращателя;
буровой насос или компрессор при бурении скважин с продувкой
воздухом; мачта с подвижным вращателем, кронблоком и одноцилиндровым
гидроподъемником двухстороннего действия;
масляные баки для обеспечения маслом гидросистемы; пульт управления механизмами
буровой установки.
С помощью вращателя производится свинчивание и развинчивание бурильных труб,
наращивание инструмента без отрыва от забоя, принудительная подача инструмента.
Установка УРБ-2А2 заменит УРБ-2А.
Установка роторного бурения УРБ-ЗА2
Установка роторного бурения УРБ-ЗА2 смонтирована на шасси
автомобиля МАЗ-500А. На раме крепятся следующие узлы:
коробка отбора мощности; четырехскоростная коробка скоростей; буровая лебедка с
безопасной катушкой; электрогенератор ЕСС-62-4М; ротор; буровой насос 11Гр;
механизм принудительной подачи инструмента на забой;
мачта с кронблоком и талевым блоком; гидравлический масляный шестеренчатый насос
НШ-32Д для привода механизма принудительной подачи инструмента на забой и
привода двух гидродомкратов подъема и опускания мачты; два гидравлических
домкрата подъема и опускания мачты. Глиномешалку с электроприводом, желобную
систему, а также емкости поставляют заказчику по его требованию.
Установка УРБ-ЗА2 является базовым буровым блоком буровых агрегатов 1БА-15В и
1БА-15Н.
Буровой агрегат 1БА-15В
Буровой агрегат 1БА-15В состоит из бурового (установка
УРБ-ЗА2) и компрессорно-силового блоков. Буровой блок отличается тем, что вместо
ротора Р-250 с проходным отверстием 250 мм используется ротор Р-410 с проходным
отверстием 410 мм. Мачта также имеет большую грузоподъемность, а талевая
оснастка принимается 2X3.
Буровой агрегат 1БА-15В — первая специализированная установка для бурения
скважин на воду (рис. 1).
В последнее время к установке УРБ-ЗА2 и агрегатам 1БА-15В и 1БА-15Н выпускают
укрытия, представляющие собой каркас из металлических трубок и прорезиненной
ткани, состоящие из отдельных частей и соединяющиеся между собой. Для удобства
монтажа и транспортировки секции выполнены в двух частях и имеют полозья. Масса
комплекта для укрытия бурового и компрессорно-силового блоков около 4 т.
В настоящее время Кунгурским заводом осваиваются новые модели установок: УРБ-ЗАЗ
(класс УРБ-6.3А по ГОСТ 16151—70) и 2БА-15Н (класс УРБ-20А по ГОСТ 16151—70).
Буровой агрегат 1БА-15Н
Буровой агрегат 1БА-15Н представляет собой установку УРБ-ЗА2,
дополнительно укомплектованную насосно-силовым блоком (насос 9МГр), и вместо
талевой системы 1X2 принята талевая система 2X3.
Буровой агрегат 1БА-15К
Буровой агрегат 1БА-15К позволяет осуществлять комбинированное
вращательное бурение с прямой и обратной промывкой. Агрегат монтируют на шасси
автомашины МАЗ-500А и прицепа МАЗ-5207В. Грузоподъемность агрегата аналогична 1Б
А-15В (12,5 и 20 т). Агрегат можно использовать для роторного бурения с прямой
промывкой и для бурения с обратной промывкой диаметром скважин до 1270 мм с
помощью эрлифта и центробежного насоса.
Буровой блок агрегата имеет наклонную мачту высотой 15 м, двухбарабанную лебедку
(буровая и желоноч-ная) с длиной каната 250 м, двухступенчатый редуктор и
откидной ротор Р-410, генератор мощностью 20 кВт и центробежный насос с
обвязкой.
В комплект агрегата входят: компрессорно-силовой блок, сальник-вертлюг с
проходным сечением 150 мм, ведущая труба длиной 4,5 м, гидроэлеватор,
наддолотный утяжелитель массой 4,8 т, сварочный трансформатор, такелажный блок с
грузоподъемным устройством на автоприцепе, служащий для перевозки бурильных труб
и механизации их разгрузки и подгрузки.
вращения ротора и лебедки; наличие насосно-силового и
компрессорно-силового блоков, расширяющих эксплуатационные возможности
агрегатов; надежное и оперативное управление механизмами путем применения
пневматической системы.
Гидрораскрепитель и устройство для развинчивания бурильных труб повышают
безопасность работ. Это же относится к противозатаскивателю талевого блока. Все
агрегаты снабжены металлическими мостками. Новым является механизм подачи,
который состоит из гидроцилиндров двойного действия, монтируемых на мачте,
гидравлического механизма зажима ведущей трубы и пульта управления. Механизм
подачи позволяет осуществлять дополнительное принудительное усилия на забой до
40 кН (вниз) и 80 кН (вверх) с ходом 600 мм.
Установка вращательного бурения У ВБ-600
Установка вращательного бурения У ВБ-600 состоит из
вышечно-лебедочного, насосного и роторного блоков.
Вышечно-лебедочный блок представлен агрегатом для освоения скважин А-50 с
некоторыми изменениями. Блок смонтирован на базе автомобиля КрАЗ-257, двигатель
которого используется в качестве привода механизмов блока. Мачта поднимается в
рабочее положение двумя гидродомкратами двухстороннего дейстия, приводимыми в
действие от гидравлического насоса ПМ № 20, который приводит в действие также
приспособление для забуривания шурфа и гидравлический раскрепитель резьбовых
соединений труб.
Мачта телескопическая, внутренняя секция выдвигается из внешней секции с помощью
талевой системы. Лебедка двухбарабанная, с цепным приводом от трансмиссии.
Компрессорно-силовой блок смонтирован на автоприцепе МАЗ-5207В и состоит из
компрессора К-9М с ресивером, дизелем Д-108 или ЯМЗ-236 и углового редуктора.
Дизель является аварийным для буровой установки.Глиномешалка с электродвигателем
монтируется рядом с буровой установкой.
По требованию заказчика к буровому агрегату может дополнительно поставляться
ударный механизм пневматического типа, приводится от компрессора КТ-7 насосного
блока, масса ударной части 1 т, высота подъема 0,9 м, частота 30 ударов в
минуту. Механизм подачи аналогичен механизмам, устанавливаемым на агрегатах
1БА-15В и др.
Насосный блок смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257, двигатель которого
используется для привода двух насосов 9МГр-61, компрессора КТ-7 и электрического
генератора ЕС83-6С. Двигатель может также использоваться как аварийный для
привода механизмов вышеч-но-лебедочного блока.